Главная / Дети / Социальное и психологическое развитие ребенка в кругу сверстников

Социальное и психологическое развитие ребенка в кругу сверстников

Социальное и психологическое развитие ребенка во многом стимулируется тем фактом, что он становится членом формальной группы и коллектива, которой является школьный класс. Установление контактов в группе и нахождение своего места в ней зависит, среди прочего, от коммуникативных навыков малыша и общей ориентации в мире межличностных отношений.

rebenok v kollektive

Социальная сфера ребенка расширяется и включает в себя контакты не только с родителями или сверстниками, но также с учителями и школьной средой. В раннем детстве дети учатся учитывать нормы поведения, а также свои личные и социальные результаты, которые могут быть оценены, например, коллегами, учителями и семьей.

Взаимоотношения ребенка в коллективе и принятие сверстниками

При посещении школы положение в классе становится чрезвычайно важным для ребенка. Есть популярные дети, любимые дети, социометрические звезды, но также и дети, которых отвергают или игнорируют. Позиция отвергнутого ребенка и сложные взаимоотношения с однокласниками особенно негативно влияют на формирование личности ребенка.

Психологи отмечают, что существует четкая связь между переживанием  ребенком своих успехов и неудач в группе, чувством компетентности и признанием и уважением со стороны сверстников. Положение ребенка занимаемое в классе, во многом соответствует социально значимым достижениям ребенка.

Возможность завести друзей среди одноклассников означает успех в действии. На дружелюбное поведение своих сверстников, спонтанную готовность помочь и поддержать их взгляды могут рассчитывать дети, которые достигают успехов в спорте, учебе а также легко могут поддерживать общение со сверстниками. Как правило, это привлекательные, активные, энергичные и незлопамятные дети, которые не помнят обиды слишком долго и не переживают о неудачах.

Отсутствие поддержки со стороны друзей приводит к недомоганию, пессимизму, негативному самовосприятию.  Переживание социальных неудач создает у ребенка уверенность в том, что он не достоин внимания коллектива. В результате он чувствует себя одиноким и считает, что его не любят другие. Следовательно, это только усугубляет положение, которое делает его непопулярным среди сверстников. Если это такое состояние сохраняется длительное время, это может привести к развитию у ребенка социальной пассивности, застенчивости и низкой самооценки.

 Значимость группы в жизни ребенка

В школьном возрасте ребенок учится брать на себя обязанности и выполнять поставленные задачи. Роль ученика ставит перед ребенком новые задачи, такие как обучение или следование инструкциям учителя. Ребенок должен быть в состоянии подчиняться требованиям учителя, которые изменяют поведение и мотивы своих поступков.  Как правило, малыши обладают повышенной способностью к упражнениям, упорством в достижении целей, способностью противостоять препятствиям и контролировать эмоции в случае успеха и неудачи. Ученики быстро усваивают социальные формы выражения и изучают социальные правила поведения. Также разработана шкала моральной оценки, используемая для оценки поведения других, а также для самооценки собственного поведения. Дети, стремясь к одобрению своих сверстников, выполняют командные задания и заводят новые контакты.

Почему группа сверстников так важна в жизни школьника ?

  •  Ребенок учится чувствовать и учитывать явные и скрытые мотивы в своем поведении.
  • Ребенок совершенствует навыки общения, обсуждения, ведения переговоров, разрешения конфликтов и активного участия в деятельности группы.
  •  Ребенок учиться контролировать собственные эмоциональные выражения.
  • Ребенок понимает, что люди отличаются друг от друга и имеют разные мнения на одну и ту же тему, что способствует децентрализации ребенка среди сверстников.
  • Ребенок постепенно отказывается от эгоистичных убеждений и учитывает поведение, одобренное группой.
  •  Ребенок учитывает мнение сверстников, которые становятся образцами того, как себя вести, оценивать, воспринимать, думать и реагировать на те или иные ситуации.
  • Ребенок пересматривает свои взгляды, формирует предпочтения, взгляды и интересы с учетом мнения друзей.
  •  У ребенка есть возможность испытать дружеские отношения и чувство единства с группой.
  • Ребенок учится оказывать помощь, эмоциональную поддержку, партнерство,сотрудничество и развивает эмпатию.
  •  Ребенок исследует задачи, связанные с гендерной ролью.
  •  Ребенок понимает, изменяет и создает правила, будучи активным участником групп.

Конечно, приведенный выше список социальных навыков не полный. Группа сверстников также влияет на формирование образа личности ребенка, передает навыки, которые формируют в ребенке собственное «Я».  Школьная дружба формируется на основе сходства черт характера или общности интересов.

Благодаря близким отношениям эмоциональное состояние ребенка также улучшается. Сначала дружба складывается с детьми того же пола. Позже дети все более серьезно рассматривают возможность подружиться с человеком противоположного пола, что является признаком межполового увлечения и постепенного подхода к следующему периоду развития, который является подростковым возрастом. Отношения со сверстниками выступают стимулятором эмоционального, когнитивного, социального и нравственного развития и даже влияют на исполнительную сферу жизни ребенка.

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *